Вот нашла в инете интересненькое о дабке (Статья Амиры Дабул для "Ориенталя")
Есть несколько историй о происхождении дабки. Вот самая распространенная из них. Ранее ливанцы покрывали крыши своих домов ветвями деревьев, перемешанные с соломой и грязью. Если все это плохо утрамбовать, зимой, в сезон дождей могли образоваться трещины, и грязь начинала стекать в дом. Хозяин дома созывал родственников и друзей, для того чтобы они помогли сделать крышу. Они брались за руки, формировали линию и топтали ногами всю эту смесь, идя по крыше. Для более ритмичных движений, ну и вообще чтобы процесс проходил более веселей, ввели музыку и пение. Дарбука и мижьуиз (флейта) стали основными инструментами для дабки. Другая история происхождения этого танца, рассказывает, что во время правления Османской империи на территории Ливана, жители в знак протеста, выходили на дороги и топтали их, чтобы разрушить, тем самым, помешав турецким солдатам добраться до их пристанищ. Еще не менее занятная история. Ливанские фермеры подскакивали и топтали землю, для того чтобы сделать ее более плодородной. Также есть несколько теорий о том, что на происхождение дабки повлияла турецкая культура, на которую в свою очередь повлияла цыганская. В доказательство тому приводят пример одинаковых песен. Арабская «Ala Ain Moulayiteen», имеет турецкий цыганский аналог «Shashkin». Это также танец солидарности и способ выразить национализм. Лидер дабки должен походить на дерево. Гордый, с руками в воздухе, характеризующие оружие, и ногами которые топчут землю, так подчеркивая свою связь с ней. Значение дабки на арабском языке - «топанье ног». Топанье, так же как скачок и удар ногой, являются шагами, которые характеризуют дабки в уникальной манере. Лидеру, который зовется «рас», что означает «голова», разрешается импровизировать в танце, и он или она также вращает носовой платок или вереницу бусинок, известных как масбха (подобный четкам), в то время как остальная часть танцоров держит ритм. В танце также используются вокал, чтобы показать энергию и акцентировать ритм. В последствии к танцующим присоединился и таблист, человек, который пританцовывает вместе с со всеми, но при этом еще и бьет в большой барабан, называющийся – табл. Самые распространенные стили дабки в Ливане это - Badawiyye, Baalbakiyye, Houwara, Dalouna. Все стили произошли от песен с аналогичными названиями, под которые исполнялись дабки. Кроме того, есть еще один старый стиль под названием «Askarieh». В этом стиле исполняются достаточно трудные шаги, и не всякий мог его станцевать. Этот стиль исполнялся в середину 50-ых годов, в областях - Besharre, Hermel, Akkar и Bekaa. Также существует дабки Hayzrani. Это танец с палками, символизирующий борьбу. Костюмы для этого танца, не претерпели особых изменений. Используются национальные цвета страны – красный и зеленый. Мужчины танцуют в широких шароварах – шируэль, рубашке и жилетке. На голову одевается красная шапочка – тарбуш или платок. Костюмы украшаются собственной символикой. Нередко на костюме вышиваются кресты, показывая этим свою религиозную принадлежность. Женский костюм достаточно разнообразен, в отличие от мужского. Это может быть и юбка, и шаровары, и длинный халат. Блузка и жилетка, либо кафтан средней или ниже средней длинны. Платок который повязывается на голову – это наверное единственный обязательный атрибут в женском костюме. На рукава также могут пришиваться маленькие платочки. Также существует некое подобие пояса, но в каждой деревне, свой вариант костюма. Мужчины танцуют в сапогах, а женщины в туфлях на маленьком каблучке, чтобы лучше притопывалось. Мужчины в отличие от женщин, танцуют более размашисто и резко. Прыжки более длинные и высокие. В то время когда женщины делают все более плотно, приземисто и скромнее. Есть некоторые движения, которые женщины вообще не делают, они в это время, стоя в сторонке, подтанцовывают, когда мужчины солируют этими движениями. Отметим очень важный момент в истории развития дабки. Первый раз этот национальный танец был исполнен на сцене международного феСообщени
|